1. решение проблемы эффективного жизнеустройства воспитанников трудноустраиваемой категории (подростков, сиблингов, детей с опытом возврата) и дальнейшей успешной социализации, включает в себя
- Индивидуальное и комплексное сопровождение воспитаннико
- Помощь кровным родителям в восстановлении родительских прав, если это не противоречит интересам ребенка. Индивидуальное сопровождения процесса реинтеграции ребенка в кровную семью.
2. Решение проблемы сохранения и укрепления родственных связей воспитанников и значимых для них взрослых. Поиск и вовлечение родственников в жизнь подростков в качестве ресурса для их успешной социализации. Помощь в установлении контакта между замещающей семьей и кровной семьей ребенка с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка и формирования его личной идентичности.
3. Решение проблемы профессионального сопровождения становления и функционирования замещающих семей. Помощь в решении проблем воспитания сложной категории детей, в разрешении кризисных ситуаций, предупреждение и минимизация возвратов.
4. Решение проблемы подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
5. Решение проблемы взаимодействия специалистов на основе единых методологических подходов в вопросах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их дальнейшего сопровождения на внутриучрежденческом и внутриведомственном уровне.
Интегративная модель деятельности МБУ Центр "Надежда" по жизнеустройству воспитанников с отображением внутриведомственных процессов представлена здесь.
Цель практики - обеспечить профессиональное семейно ориентированное сопровождение и оптимальное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, через поэтапную реализацию инновационной модели Центра помощи детям и интеграцию внутриучрежденческих и внутриведомственных ресурсов.
1. Сделать приоритетным семейное жизнеустройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, при сохранении и поддержании его родственных связей.
2. Обеспечить командную работу всех специалистов по комплексному сопровождению каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей, с момента поступления, до и после выпуска из Центра или из замещающей семьи.
3. Оказывать комплексную помощь кровным родственникам и опекунам, повышать их компетенции в вопросах воспитания и развития детей.
4. Объединить все ресурсы на внутриучрежденческом и внутриведомственном уровнях при реализации модели.
Модель состоит из взаимосвязанных блоков:
1) блок взаимодействия с социально-реабилитационными центрами по подготовке и передаче ребенка в Центр (концентрация работы специалистов на узловых моментах работы с детьми; проработка передаваемой информации о детях, проведение совместных консилиумов);
2) блок взаимодействия с органами опеки и попечительства (отработка внутриведомственных потоков информации и документооборота, определение зон ответственности, координированность действий при приеме, жизнеустройстве и сопровождении детей и семей, проведение внутриведомственных консилиумов);
3) блок деятельности Центра, включающий систему поэтапной работы специалистов с ребенком:
− этап адаптационного периода (1 месяц);
− этап определения возможного вектора или векторов жизнеустройства и подготовка ребенка к нему (3-6 месяцев);
− этап реабилитации, воспитания, развития и сопровождения ребенка по выбранному вектору жизнеустройства, подготовка к самостоятельной жизни (до исполнения им 18-летнего возраста);
− этап постинтернатного сопровождения выпускников Центра и сопровождения выпускников из замещающих семей (с 18 лет).
Модель включает в себя ряд ключевых инновационных изменений в отличие от традиционной деятельности центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Вся деятельность структурирована, вычленены этапы (традиционные, обновленные и новые), разработаны и обновлены процедуры и регламенты деятельности, разработан и апробирован новый инструментарий и формы работы специалистов, внедрены базовые комплексы реабилитационной работы с детьми и программы работы с кровными и замещающими семьями.
Учитывая, что 80% воспитанников Центра это дети из числа трудноустраиваемой категории, были разработаны и апробируются модели действий и технологические цепочки по каждому вектору жизнеустройства детей. Усилия специалистов направлены на приоритетные векторы жизнеустройства воспитанников – подбор ресурсной замещающей семьи для ребенка и возврат ребенка в кровную семью. При невозможности этого – подбор наставника для каждого подростка. При этом большая работа проводится по поддержанию родственных связей ребенка при его нахождении в Центре или в замещающей семье.
Внедрение модели осуществляется всеми специалистами структурных подразделений Центра: Школы приемных родителей, социально-педагогического отделения, отделения сопровождения замещающих семей, отделения профилактики социального сиротства.
Специалисты социально-педагогического отделения:
− составляют и реализуют индивидуальные программы развития и жизнеустройства каждого воспитанника Центра;
− осуществляют диагностику состояния ребенка на всех этапах – от адаптационного до выпуска по разработанным картам наблюдения, проводят на основе полученных результатов индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);
− реализуют разработанную программу воспитания и социализации, в которую включены все воспитанники Центра от 3 до 18 лет;
− ведут работу с воспитанниками по циклу разработанных дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической и психологической направленности: «Спасем Колобка» для воспитанников 3-6 лет (развитие когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы через игровые технологии); «Паровозик из Ромашково» для воспитанников 7-9 лет (развитие коммуникативных навыков, снижение импульсивности и тревоги); «Палитра эмоций: развитие эмоционального интеллекта» для воспитанников 10-12 лет (актуализация личностных ресурсов и социальной адаптации); «Каждый важен» для воспитанников старше 10 лет (интерактивные методы профилактики буллинга); «Дом моего Я» для воспитанников 14-16 лет (развитие аутопсихологической компетентности подростков); «Мы родом из семьи» для подростков 14-16 лет (развитие личностных ресурсов и компенсация депривационных нарушений); «Готовность выпускников к самостоятельной жизни» для воспитанников 16-18 лет с использованием тренинговой квартиры;
− успешно внедряют технологию наставничества при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (г. Москва) и регионального Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 (Фонд 2020);
− совместно со специалистами отделения профилактики социального сиротства участвуют в создании поддерживающей среды для восстановления родителей в родительских правах и создания условий для возвращения ребенка в кровную семью;
− совместно со специалистами Школы приемных родителей и отделения сопровождения замещающих семей участвуют в последовательной реализации других этапов модели.
Специалисты структурного подразделения «Отделение профилактики социального сиротства»:
− совместно со специалистами социально-педагогического отделения участвуют в процессе восстановления родителей в родительских правах и оценке безопасности условий для возвращения ребенка в кровную семью;
− осуществляют последующее сопровождение кровной семьи в период ее восстановления;
− ведут социальный паспорт семьи;
− осуществляют профилактическую работу и патронаж кровной семьи;
− успешно внедряют технологию работы со случаем при поддержке Фонда профилактики социального сиротства (г. Москва) и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва);
− осуществляют консультирование родителей, повышают уровень их информированности о возможностях получения социальной, юридической и других видах помощи.
Специалисты отделения «Школа приемных родителей»:
− осуществляют подготовку граждан города Челябинска, в том числе по программе специального модуля по подготовке лиц, желающих принять на воспитание детей старшего возраста, детей с ОВЗ, нескольких детей, братьев и сестёр, детей из зоны боевых действий, используя собственные разработки тренинговых занятий;
− реализуют разработанную программу «Мы родом из семьи», направленную на формирование идентичности подростков и сохранение связи с кровной семьей вне зависимости от вектора жизнеустройства;
− совместно со специалистами социально-педагогического отделения и отделения профилактики социального сиротства разрабатывают индивидуальный план работы с семьей по восстановлению детско-родительских отношений;
− проводят индивидуальные и групповые занятия для родителей, восстанавливающихся в родительских правах;
− реализуют разработанную программу «Неразрывная связь», направленную на восстановление детско-родительских отношений через игровую технологию, основанную на привязанности кровного родителя и ребенка, переживших разлуку;
− проводят информационные кампании и дни открытых дверей для кандидатов в замещающие родители города и области;
− проводят занятия по подготовке детей к усыновлению и передаче под опеку, включая усиленную тренинговую работу с воспитанниками подросткового возраста в период подготовки к устройству их в семью;
− совместно со специалистами других отделений участвуют в реализации модели на этапе подбора семьи для ребенка и реинтеграции ребенка в кровную семью.
Деятельность отделения сопровождения замещающих семей в рамках практики направлена в первую очередь на комплексное сопровождение замещающих семей при родственной опеке и семей с детьми сложной категории (подростки, сиблинги, дети с опытом возврата). Специалистами отделения:
− разработан и внедрен алгоритм комплексного сопровождения замещающих семей города Челябинска со сложной категорией детей по трем уровням сопровождения;
− разработан и эффективно применяется комплекс диагностического инструментария, представляющий интерес для профессионального сообщества;
− отработаны методы проведения индивидуальных и групповых консультаций с замещающими родителями, другими членами семьи, подростками и выпускниками из замещающих семей;
− освоены и внедрены терапевтические технологии по работе с детьми и семьями с использованием методов психологических игр, песочной терапии, глинотерапии, сенсорной интеграции, куклотерапии, арт-терапии (техники коллажирования, аква-анимации и др.), техники с использованием метафорических ассоциативных карт;
− освоены и внедрены социальные технологии с использованием методов домашнего визитирования, организации выездных сетевых встреч, методов примирительной медиации;
− проводятся индивидуальные и групповые занятия, семинары-практикумы и мастер-классы для замещающих родителей;
− разработаны и внедрены индивидуальные занятия с детьми и подростками, детско-родительские группы по коррекции детско-родительских отношений;
− разработана и внедряется при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Программа подготовки подростков из замещающих семей к самостоятельной жизни «Мой жизненный путь: планирую и реализую!», получившая статус региональной модельной программы;
− разработаны и внедрены программы работы с детьми сложной категории и их замещающими родителями по актуальным проблемам: «Я и мое прошлое», «Я и мое настоящее», «Я и мои ресурсы», «Я и социум», «Я и мое будущее». Особенностями данных программ является параллельная работа с ребенком и замещающим родителем (индивидуальная и групповая), затем совместные занятия в паре «ребенок – родитель» и «домашняя» проработка для замещающей семьи в виде семейных практикумов;
− проводятся методические консультации на базе отделения для специалистов служб сопровождения города и области;
− внедрен базовый комплекс технологий и форм работы на каждом уровне сопровождения; разработан и обновляется банк методических материалов для специалистов, созданы электронные кейсы, включающие картотеку упражнений, приемов и техник работы (более 1000 наименований). Созданная картотека является уникальным методическим ресурсом и обеспечивает специалистам выбор необходимого методического и диагностического инструментария с учетом личностных особенностей подростков и замещающих родителей, их актуального состояния и выявленных проблем, что в значительной мере влияет на эффективность реализации практики;
− ведется информационный телеграмм-канал для замещающих родителей в целях повышения родительской компетентности;
− стоят во главе реализации модели и других инноваций;
− организуют интервизии и супервизии для специалистов других отделений.
Ценностным при реализации модели является единая методологическая основа и система работы, направленная на приоритет семейного устройства детей, включающая новые подходы к традиционным процедурам и видам деятельности. Важным элементом является последовательность и преемственность деятельности специалистов структурных подразделений Центра при реализации модели на основе интеграции кадровых, методических и материальных ресурсов всех отделений, внедрения в практику интервизий и супервизий, проведение расширенных консилиумов специалистов на каждом этапе модели.
Реализация программы "Дом моего Я"
Реализация программы "Мы родом их семьи"
Реализация программы "Палитра эмоций"
Реализация программы "Спасём колобка"
Реализация программы "Слово на ладошке"
Реализация программы "Паровозик из Ромашково"
Проект "В контакте"
«Неразрывная связь» (восстановление детско-родительских отношений)
Терапевтические технологии по работе с детьми и семьями
Семейные праздники
Профориентационная работа с детьми Центра и детьми из замещающих семей, подготовка к самостоятельной жизни
Наставничество