Внимание! Новые формы мошенничества!
1. Мошенники под различным предлогом заставляют подростков школьного возраста разглашать данные своих или родительских банковских карт.
На сомнительных и неофициальных сайтах предлагают «бесплатные» игровые предметы, имущество и ценности. Например, «скины» (визуальные образы) в популярных играх «Counter-Strike», «Roblox», либо определенные дополнения и некие коды активации для игры «Minecraft». Аналогичным образом организовано информирование учеников в социальных интернет-сетях или мессенджерах о якобы выигрыше в проведенном розыгрыше. Однако для получения указанных «призов» требуется предоставить данные банковской карты.
Имеют место случаи, когда розыгрыши действительно проводятся известными «блогерами» (публичными медийными персонами, создающими и публикующими в сети «Интернет» определенный контент) и школьник может участвовать в них. Однако до официального объявления победителей такого конкурса злоумышленники могут назваться представителями организаторов и попытаться получить конфиденциальную информацию (платежные данные).
Кроме того, мошенники предлагают ученикам возможность «заработать в Интернете», используя различные схемы, в том числе финансовые пирамиды и криптовалютные проекты. Подростки, вкладывая деньги в эти проекты, в надежде легкого заработка рискуют потерять свои средства, которые в итоге попадают на счета злоумышленников.
2. Еще одной распространяющейся мошеннической схемой является обзвон мошенниками абонентов под видом представителей операторов связи с предложением продлить якобы истекающий договор на обслуживание номера телефона.
Во время разговора злоумышленник отвлекает внимание собеседника обилием информации и технических сведений. Затем на номер абонента приходит сообщение с кодом, которое необходимо ввести для «подтверждения пользовательского соглашения о продлении договора на новый срок». Впоследствии злоумышленник сообщает, что направил клиенту ссылку, где необходимо ввести код «для завершения дистанционного подписания пользовательского соглашения». Этот код – данные для входа в личный кабинет потенциальной жертвы на портале Госуслуги, где возможно получить конфиденциальную персональную информацию.
3. Участились случаи мошенничества с использованием «зеркальных аккаунтов» руководителей.
Злоумышленники создают «зеркальные аккаунты» руководителей и от их имени связываются через соцсети, мессенджеры с гражданами, чтобы получить конфиденциальную информацию. Иногда они выдают себя за представителей правоохранительных органов.
Аккаунты содержат реальные данные руководителей (фамилия, имя, отчество, фото и т.п.) и выглядят максимально достоверно.
Во всех случаях преступники действуют примерно по сходным сценариям. Сотрудник получает сообщение в социальной сети, мессенджере или по электронной почте якобы от своего руководителя или коллеги. При этом злоумышленник обращается к сотруднику, используя имя и отчество, чтобы вызвать доверие.
В процессе общения злоумышленник предупреждает о последующем телефонном звонке из какой-либо организации или правоохранительных органов и просит сотрудника никому о нем не сообщать, а после завершения - отчитаться о результатах разговора.
После мошенники звонят и в ходе разговора могут запрашивать различную конфиденциальную информацию, принуждать сотрудника совершать противоправные действия в пользу злоумышленников.
С поддельных аккаунтов мошенники рассылают сообщения также и в адрес руководителей, работников других организаций с целью получения контактных данных лиц, необходимых якобы для дальнейшего взаимодействия.
❗️В регионе уже зафиксированы случаи создания аферистами поддельных (зеркальных) аккаунтов министров и руководителей предприятий, организаций Челябинской области.
4. Еще одной из распространенных мошеннических схем является рассылка в социальных сетях и мессенджерах сообщений с предложением проголосовать по различным темам (участие в конкурсе, выбор музыкальной композиции, фильма и т. п.), содержащих ссылку, после перехода по которой, легальный аккаунт пользователя перехватывается злоумышленниками. В этом случае необходимо при восстановлении доступа к аккаунту использовать штатные механизмы социальной сети и мессенджер.
Если в отношении вас совершается противоправное деяние, или вы стали свидетелем, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефону 102, также круглосуточно работает единая дежурно-диспетчерская служба по телефону 112.
❗️Будьте бдительными! Помните, правоохранители, сотрудники банков никогда не потребуют у Вас номер карты, кодов и личной информации! Соблюдайте меры информационной безопасности, не раскрывайте персональные данные, которые могут быть использованы преступниками.